Рыбная продукция относится к категории товаров, требующих особого внимания при выборе. Несоблюдение требований к её маркировке может привести к приобретению продукции сомнительного качества, нарушению условий хранения и реализации, а в отдельных случаях – к рискам для здоровья населения.
Маркировка пищевой рыбной продукции должна соответствовать требованиям, предусмотренным для пищевой продукции: наименование, состав, количество, дата изготовления и срок годности, условия хранения, наименование и место нахождения изготовителя, рекомендации и (или) ограничения по использованию, сведения о наличии ГМО, знак соответсвия ЕАС. Маркировка должна быть нанесена на государственном и русском языках, быть четкой, понятной и не вводить в заблуждение.
Кроме того, в отношении рыбы и рыбной продукции действуют дополнительные обязательные требования. Данные требования направлены на обеспечение прослеживаемости происхождения, безопасность потребления и предотвращение фальсификации. И так, как правильно изучать маркировку рыбной продукции?
- Наименование продукции. Наименование пищевой рыбной продукции должно включать: наименование вида пищевой рыбной продукции, зоологическое наименование вида водного биологического ресурса или объекта аквакультуры, вид разделки пищевой рыбной продукции, вид обработки. Например, «Лосось атлантический охлаждённый», «Скумбрия солёная пряного посола».
- Информация о производителе. Для непереработанной пищевой рыбной продукции наносится информация о районе добычи, извлечения (вылова) или объект аквакультуры. При упаковке рыбной продукции не в месте её изготовления (кроме упаковки в розничной торговле) маркировка должна содержать информацию об изготовителе и юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, осуществляющих упаковывание пищевой рыбной продукции;
- Дата изготовления. Если продукцию упаковали отдельно от места производства, дополнительно указывают дату упаковывания.
- Рекомендации по использованию (в том числе по приготовлению) пищевой рыбной продукции в случае, если ее использование без таких рекомендаций затруднено либо может причинить вред здоровью потребителей, привести к снижению или утрате вкусовых свойств этой пищевой рыбной продукции;
- Информация о замораживании (охлаждении) пищевой рыбной продукции, с указанием массовой доли глазури в процентах (для мороженой глазированной пищевой рыбной продукции);
- Нанесение сведений на упаковку. Наименование, дата изготовления, срок годности, условия хранения пищевой рыбной продукции, сведения о наличии в составе пищевой рыбной продукции аллергенов должны наноситься на потребительскую упаковку и (или) на этикетку, удаление которой с потребительской упаковки затруднено. Остальные сведения должны наноситься на потребительскую упаковку, и (или) на этикетку, и (или) на листок-вкладыш, помещаемый в каждую упаковочную единицу либо прилагаемый к каждой упаковочной единице.
- Маркировка пищевой рыбной продукции для детского питания, наносимая на упаковку, должна содержать информацию о том, что продукт относится к пищевой продукции для детей раннего возраста или к пищевой продукции для детей дошкольного и школьного возраста, а также обязательно указывается возраст, с которого можно давать этот продукт ребёнку.
Почему маркировка важна? Правильная маркировка – это гарантия прозрачности происхождения продукции, её безопасности и качества. Она позволяет: определить точный срок хранения, избежать покупки фальсификата, исключить риски для здоровья, обеспечить прослеживаемость товара от производителя до потребителя.
Желаем Вам осознанного выбора и безопасных покупок!
Самат Ахметов,
заместитель руководителя ДСЭК области Жетісу





























