Как налоги и пошлины строят будущее области Жетісу

110

Каждый раз, оплачивая налоги или таможенную пошлину за импортный товар, мы запускаем сложный финансовый механизм. Вопреки мифу о «дорожных» или «пенсионных» налогах, эти деньги не имеют целевого ярлыка. Они стекаются в единый государственный бюджет, а оттуда, подобно рекам, расходятся по всей стране, питая регионы. На примере Казахстана и молодой области Жетісу разберем, как абстрактные цифры в отчетах превращаются в реальную инфраструктуру и социальные блага.

В первые годы независимости бюджет страны напоминал скорее фонд выживания. Таможенные посты, особенно на границе с Китаем, стали жизненно важными артериями, поставляющими в казну «живые» деньги. Приоритетом было не развитие, а поддержание базовых функций: выплата пенсий и зарплат бюджетникам, содержание армии. Крупные проекты были редкостью и чаще реализовывались на внешние займы.

Рост цен на нефть изменил все. Созданный в 2000 году Национальный фонд начал аккумулировать сверхдоходы, что позволило бюджету, наполняемому налогами, вздохнуть свободнее. Средства стали активнее направляться на социальную сферу и инфраструктуру.

Ключевым событием этого периода стало вступление в Таможенный союз (ныне ЕАЭС) в 2010 году. С этого момента импортные пошлины со всех таможенных постов поступают в общий пул ЕАЭС. Из него Казахстан получает свою фиксированную долю. Эта система гарантирует стабильность поступлений, независимо от того, через какую страну ЕАЭС товар въехал на общую таможенную территорию.

Образование в 2022 году области Жетісу дало региону новый импульс. Появился собственный областной бюджет, куда теперь поступает часть собранных на его территории налогов. Это позволяет местным властям более гибко решать насущные проблемы.

Однако самые капиталоемкие проекты по-прежнему финансируются из республиканского бюджета. Такие как, реконструкция стратегических трасс «Талдыкорган – Усть-Каменогорск» и автобана «Алматы – Хоргос», который стал частью глобального транзитного коридора. Ремонт дорог, ведущих к озерам Алаколь и Балхаш, напрямую влияет на развитие туристического кластера. Развитие СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота» не только создает рабочие места, но и генерирует значительные налоговые и таможенные поступления в республиканский бюджет, часть которых возвращается в регион через финансирование инфраструктуры.

Параллельно цифровизация налоговой и таможенной систем позволила повысить собираемость платежей, направив в бюджет дополнительные средства.

Налоговая система государства — это как система кровообращения. Каждый уплаченный тенге налога или таможенного сбора — это капля крови, которая питает экономику. Для молодой области Жетісу сегодня как никогда важно, чтобы эти потоки были полноводными и доходили до каждой жизненно важной точки, превращаясь в качественные дороги, современные школы и благоустроенные села. И ключевую роль в этом процессе играет не только государство, но и активное, неравнодушное общество.

ЖАУАП ҚАЛДЫРУ

Пікіріңізді енгізіңіз!
мұнда сіздің атыңызды енгізіңіз